Германия
«Ты останешься чужой»
История Тамар
В последние годы Грузия стабильно входит в десятку стран, граждане которых чаще всего просят убежища в Германии. По статистике за прошлый год, число соискателей из Грузии превысило количество прибывших из Ирана, Сомали и Эритреи. В феврале Агентство по вопросам убежища ЕС опубликовало отчет, согласно которому число граждан Грузии, просящих убежища в Европе, удвоилось. Германия занимает лидирующие позиции и в рейтинге стран, которые грузинские студенты выбирают для получения образования.
Учиться туда отправилась и Тамар, но прежде начала с Au-pair – программе по обмену для желающих получить уникальный опыт работы с детьми в Германии. Тамар на протяжении 14 месяцев жила в немецкой семье, а затем поступила в немецкий университет.
Впервые Тамар познакомилась с Берлином во время летних работ. С тех пор мысль о том, чтобы вернуться в этот город, не покидала ее. После окончания Тбилисского государственного университета Тамар последовала своему плану.

«Если у меня были какие-то перспективы в Грузии, которые бы меня сдержали, я бы не решилась на это. Но дело в том, что я заканчивала университет и меня очень пугала мысль о неизвестности. Что будет дальше? Потому что как раз в те годы, наверное, пять лет назад существовала такая проблема. Большинство из нас каким-то образом оказывались на малооплачиваемых работах, не по профессии. И вот эта перспектива очень пугала».

Тамар окончила факультет социальных и политических наук, кафедру журналистики. Ее друзья, коллеги, которые начинали журналистский путь, по словам девушки, стажировались месяцами бесплатно, и лишь спустя полгода стали получать «мизерную зарплату».
Это все очень пугало. Вот эта реальность, что ты там шесть месяцев делаешь какую-то бесплатную работу, потом на какие-то 600 лари работаешь еще два года. Потом может тебе повысят зарплату до тысячи лари. И ты понимаешь – все это не для тебя.

Я всегда хотела чего-то другого для себя. Я хотела европейского образования. Мне все же казалось, что, если я еще и получу европейское образование, то, может быть, у меня будет больше шансов на хорошо оплачиваемую работу в Грузии.

Поэтому я решила, что мне стоит переехать, продолжить учебу в Европе, набраться опыта, потом уже вернуться в страну и, может быть, после этого претендовать на что-то большее, чем зарплата в 600-800 лари.
Я наблюдала за своей немецкой семьей. Изучала их, как они себя ведут, как у них тут все устроено. Мне не все нравилось, конечно, но я также понимала, что это мне не нравится, но здесь так принято. Постепенно я стала принимать все, иначе ты просто должен встать и уехать при постоянном чувстве дискомфорта. Поэтому я с самого начала решила для себя, что, если я хочу остаться здесь, то должна принять условия и играть по их правилам.
С принимающей семьей Тамар очень повезло. Они всячески поддерживали ее на протяжении всего пути. Тамар прошла интенсивные курсы изучения языка, сдала экзамены и поступила в университет. По ее словам, в Грузии тоже можно получить хорошее образование, но в Германии жизнь студента гораздо комфортнее.

«Тебе не приходится платить за учебу, не приходится платить за проезд. У тебя хорошая страховка и везде какие-то бонусы для студентов. Все в этой стране делает жизнь студента проще. И существует возможность зарабатывать хорошо. При всем при этом работать позволено только 20 часов. Это важный момент. Ты, как студент, можешь работать только 20 часов, но ты уже зарабатываешь достаточно хорошо. В Грузии, помню, с этим было очень сложно. Я не работала в Грузии параллельно с учебой, только в последний момент. Но я знаю, как сложно было моим друзьям. Они работали по 8-10 часов в день на мизерную зарплату. Совмещать такой график с учебой было сложно».
Тамар подчеркивает, что самое главное, чему ее научили в Германии, – уважать свое и чужое время. Рабочее и свободное.
«Моя немецкая семья никогда не переходила границ. С тех пор я много где работала и везде четкопонимала, где мое время начинается и где заканчивается. Я очень уважаю это и требую аналогичного от других».
То, что молодежь хочет уехать из своей страны, из Грузии, Тамар считает большой проблемой. Вокруг нее в Берлине огромное количество грузинских студентов, большинство из которых хочет остаться жить там.
«Лично я, наверное, в том меньшинстве, которое все-таки мечтает в один день вернуться в свою страну и там найти хорошую работу. Свой опыт и свое знание применить уже в своей стране. Но это будет сложно в том смысле, что я почувствовала вкус хорошей жизни, хорошей заработной платы.

Я всегда думала, что когда у меня финансовое положение будет таким, что я смогу позволить себе потом жить у себя в стране, то я вернусь. И, наверное, меня не пугает факт, что моя зарплата в лари будет немного отличаться от той, которую я могла бы получить, допустим, здесь. Но на сегодняшний день, конечно, я предпочитаю все еще оставаться в Германии. Здесь у меня много незавершенных дел. Сложный момент в том, что ты уже за пять лет привык, что каждая твоя переработанная минута учитывается в конце месяца. Тебе это все оплачивается. Твое время уважают, никто не может позвонить тебе в субботу. Если тебе позвонят в субботу, и тебе придется работать в выходные, то это двойная оплата. Допустим, если ты получаешь 13€, в воскресенье это будет 26. И ты сама потом решаешь, все-таки работать в воскресенье или не работать. Чем больше ты работаешь, тем больше ты зарабатываешь. Я постоянно слышу от своих друзей в Грузии, которые работают, допустим, на телевидении, что они там засиживаются до половины первого ночи, чуть ли не каждый день, пока все не доделают. Очень много работы, 10-12 часов в день, то что в Германии вообще недопустимо, и никто в Грузии не доплачивает за такую переработку. Вот это, наверное, очень сложный момент. Потому что теперь я уважаю свое время и буду требовать, наверное, это от других.

Я не знаю, когда в Грузии наступить день, что после восьмичасового рабочего дня тебе будут считать каждую минуту и доплачивать за нее».
Тамар видит решение ситуации лишь в изменениях. В первую очередь, глобальных. Потому что без изменения экономической ситуации в стране, по ее словам, людям не будет комфортно находиться там, где их работа не приносит денег.
«То есть, работа по 14 часов за мизерные зарплаты всегда будет отталкивать молодежь. Довольно умную и способную молодежь, которая знает иностранные языки. Молодежь, которая могла бы пригодиться стране, покидает ее.

Вот в интернете одна молодая предпринимательница предлагала работу за 500 лари в месяц. 36 часов в неделю. Я удивляюсь, как люди там живут, как, действительно, оттуда не бегут все. Да, ты здесь много работаешь, чтобы заработать, зато ты можешь себе позволить тут нормально жить. Другое качество жизни, понимаешь?

Моя мечта, чтобы в Грузии ситуация изменилась так, чтобы люди говорили: «А зачем нам ехать туда, что там такого, чего нет здесь?». У нас с одним немцем был такой разговор про Лондон и Берлин. Я восхищаюсь Лондоном, и спрашиваю его, мол, неужели тебе никогда не хотелось жить в Лондоне? И он говорит: «Зачем, что там такого, чего нельзя найти в Берлине?». Я желаю, чтобы мое поколение, следующее поколение, могло сказать так же про Тбилиси»

Несмотря на хорошие условия жизни, эмиграция для Тамар – это борьба. Борьба за будущее, борьба за лучшую жизнь, борьба с самим собой и своим внутренним миром.

«Потому что ты должен заново все пережить, находясь в другой стране, где ты чужой, и не важно, сколько лет ты здесь пробудешь, ты останешься чужой. Главное, как ты к этому привыкнешь? Как ты это все повернешь в свою пользу? То есть вот это борьба для меня. Борьба чуть ли не за выживание».

© Все права защищены
info@sova.news
Made on
Tilda